«Фонтанка» узнала подробности планов по переносу медиагородка у стадиона на Крестовском и выкатыванию поля. Половину денег на это добавят федералы, а «Зениту», видимо, придется играть следующей весной с ЦСКА на «Петровском».
"Фонтанка.ру", Сергей Михайличенко
Выкатное поле стадиона на Крестовском снова станет выкатным в конце декабря, город и федеральный центр дождались отмашки от ФИФА. Теперь они на равных вложатся в перенос медиагородка, который мешает газону колоситься на солнце. Повезут поле уже как придется, времени мало. Только в следующем году на нем вновь целиком заменят газон. Неочевидную привилегию сыграть на свежей траве должен получить в мае «СКА-Хабаровск». С московскими же армейцами «Зенит», по данным «Фонтанки», сыграет по старинке - на «Петровском».
Судя по спешке, с решением все-таки затянули. Выездное совещание под руководством замминистра спорта Павла Новикова прошло 18 октября, проектную документацию Комстрой, по информации «Фонтанки», должен был утвердить уже к 24 октября. В свою очередь, АНО «Арена-2018», отвечающее за соблюдение сроков строительства стадионов к чемпионату мира 2018 года, к среде 25 октября должно внести демонтаж и перенос медиагородка в смету. Дальше будет торопиться уже Министерство спорта: через сутки после предоставления всех необходимых документов оно подготовит распоряжение о трансфере из федерального бюджета в петербургский: центр берет на себя половину всех расходов.
Лимиты финансирования пока неизвестны, комитет по строительству должен сформировать их к 3 ноября. Это значит, что дополнительные средства внесут в проект бюджета на следующий год перед вторым чтением, которое пройдет 22 числа. Сейчас на различные мероприятия, связанные со стадионом, в 2018 году отложено 220,3 млн рублей. Однако в ходе нулевых чтений бюджета в качестве доппотребности Комстрой называл еще около 400 млн, в том числе - на перенос медиагородка. Тогда в виде оформленной заявки эти цифры до комитета финансов не дошли, теперь уже никуда не денутся. Ранее разборка и перенос оценивались в сумму от 100 до 200 млн.
Судя по всему, заниматься работами будет СК «Мир». Она этот медиагородок и строила, а с 2014 года занимается отделкой на стадионе. Компания зарегистрирована в Москве, принадлежит сербскому гражданину Слободану Ковачевичу. Именно стадионные подряды стали для предприятия главным источником выручки. Примерно в эти же годы СК «Мир» получила контракты на строительство исторического парка «Россия – моя история» и крытого катка в Стрельне в общей сложности более чем на 2 млрд рублей. К 19 декабря медиагородок разберут и перенесут по частям к шестой автопарковке, слегка сместив к западу, как и «зону телевещателя», куда приезжают передвижные телевизионные станции. Смонтируют его на новом месте к концу января.
Ранее «Фонтанка» уже писала том, что 20 декабря на освободившееся место должно выехать выкатное поле стадиона. Речь идет о тестовом запуске, до 15 января будет время на устранение возможных неполадок. А они очень возможны. Ранее поле ехало только по временной схеме управления, сейчас должна быть запущена штатная. Это, в частности, означает, что система может работать при отказе определенного количества приводов. Но до сих пор не выровнена бетонная плита перед стадионом, по которой должна ехать конструкция весом в 5 тысяч тонн на 400 колесах. Это значит, что исключен «полный цикл», при котором включается воздушная подушка и тем самым втрое снижается нагрузка на опоры. То есть 36 нагнетательных модулей запустят, рев они своими шестью тысячами оборотов в минуту будут создавать внушительный, но воздух будет просачиваться из-под резиновой юбки, расположенной по периметру поля. Источник издания, близкий к строительству, рассказал, что по той же причине требуется дополнительное укрытие смотровой ямы. Она расположена по ходу движения поля, и, если в закрытом положении остается перепад уровней, о герметичности можно забыть.
Показательно, что день тестовой прокатки может быть изменен в связи с погодными условиями. Главная проблема - обледенение. Тягачи просто могут не поехать по скользкой площадке. А если поедут по воде, то при перепаде температур конструкция может примерзнуть, такое уже бывало, отогревали газом. После выкатки поле задвинут обратно.
Тем не менее демонтаж медиагородка - вопрос решенный. Причем не Смольным, который, как в анекдоте, может копать, а может не копать. «Опции, которые мы заложили в наш многофункциональный культурно-спортивный комплекс, должны работать, - говорит вице-губернатор Игорь Албин. - К тому же решение принимали специалисты ФИФА. Мы-то были готовы к любому варианту. Если бы поле приобретало выкатную функцию после чемпионата мира - нас бы и это устраивало». Будущее временных конструкций неясно. Спешка и зимние условия, в которых происходит перенос, заставляют усомниться в том, что медиагородок останется у шестой парковки насовсем.
К тому же капризы «большого брата» из числа международных спортивных организаций никто не отменял. «Мы столкнулись с четырьмя разными стандартами использования стадиона и всего, что к нему прилегает, - рассказывает Албин. - Один, заложенный в проекте; два различных стандарта ФИФА - на Кубок конфедераций и на чемпионат мира; и один зенитовский. Но скоро нас ждет пятый. В 2020 году пройдет чемпионат Европы сразу в 13 городах, в том числе - в Петербурге. Думаю, что до тех пор стадион будет эксплуатироваться по стандартам «Зенита», а к стандарту Кубка Европы мы будем готовить арену вместе». Так что не исключено, что условной «СК «Мир» через три года надо будет еще немного подвинуть медиагородок.
Немного яснее перспективы ближайшей весны. «Зенит» как минимум на один матч будет вынужден вернуться на «Петровский», уже обжитый футбольным клубом «Тосно». По данным «Фонтанки», с 16 апреля должны начать менять газон на стадионе на Крестовском острове для чемпионата мира. 13 мая проведут тестовый матч, после которого поле выкатят со стадиона на солнышко и вернут обратно уже 11 июня для проведения мундиаля. Если посмотреть на расписание чемпионата России, то видно, что прямо перед «сбриванием» старого газона «Зенит» проведет две домашние игры - с «Краснодаром» и «Анжи». После этого в Петербурге у клуба в сезоне остается два матча. 29 апреля с ЦСКА, и эту игру, видимо, придется переносить на «Петровский» («Тосно» в этот день играет в гостях с «Ростовом»). На 13 мая назначена игра со «СКА-Хабаровск» - судя по всему, это и есть тот самый тестовый матч. Пока не известно, как в «Зените» относятся к тому, что, возможно, решающий матч чемпионата придется сыграть на старом стадионе, но к возможному переезду сине-бело-голубые готовились – недаром абонементы на сезон продавались сразу на две арены. Неизвестно, к слову, и как перезимует газон – а уже в феврале, если все пойдет хорошо, продолжать играть в Лиге Европы.
Как ранее сообщала «Фонтанка», изначально в Оргкомитете-2018 предполагали, что временные конструкции у стадиона на Крестовском после Кубка конфедераций разберут, чтобы снова собрать уже к чемпионату мира 2018 года. Затем появилась информация, что их могут оставить до мундиаля. Между тем это означало, что стадион не сможет воспользоваться одним из основных технических преимуществ - выкатным полем. Это пагубно сказывалось на состоянии газона. 22 апреля «Зенит» провел первый матч на новом стадионе, и неудовлетворительное качество газона бросалось в глаза. В итоге клуб сыграл на арене 2 тестовых матча вместо трех, а к Кубку конфедераций газон просто сбрили, постелив рулонный. Сейчас состояние поля вновь ухудшается, во время перерыва на сборные на нем заменили некоторые участки, но целиком стелить новый «рулон» не стали.
Николай Кудин,
Выкатное поле стадиона «Крестовский» не удастся выдвинуть за пределы арены после Кубка конфедераций. Бюджет на подготовку плиты для выката поля не предусмотрен
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Рядом со стадионом «Крестовский» расположены временные сооружения, которые были построены к Кубку конфедераций. Они находятся на плите, предназначенной для выката поля, и не позволяют выдвинуть газон за пределы чаши стадиона. Предполагалось, что временные сооружения будут демонтированы после Кубка конфедераций, однако сметой эти работы не были предусмотрены. Об этом «Аргументам и фактам» рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.
«Выкатить его мы теперь при всем желании не можем: на бетонной плите внешнего периметра уже расположены временные сооружения — IT-компаунды и ТВ-компаунды. Проектирование временных зданий и сооружений проводила «Арена 2018», структура, уполномоченная ФИФА. Изначально предполагалось, что временные постройки собираются перед Кубком конфедераций, потом демонтируются, собираются перед чемпионатом мира, опять демонтируются — и переходят в «режим наследия». В проектной части эти позиции есть, в сметной — отсутствуют. То есть разобрать компаунды после Кубка конфедераций, освободить плиту и выкатить на нее поле мы не можем — денег не предусмотрено», — сказал Албин.
По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга, из-за невозможности выдвинуть поле за пределы стадиона газон на «Крестовском» оказался испорчен. Проблем, по словам Албина, удалось бы избежать, если бы поле находилось постоянно в естественной природной среде, а не чаше стадиона.
«Убежден: поле, когда оно не эксплуатируется, должно находиться в природных условиях. Если бы газон не только зимовал, но и грелся на внешнем периметре, а не в чаше, — проснулся бы и расцвел с первыми лучами солнышка», — сказал Албин.
Албин посетовал на то, что при подготовке проекта стадиона для расположения компаундов прессы была выбрана именно плита выкатного поля стадиона. По его мнению, временные сооружения возможно было расположить так, чтобы они не мешали нормальному функционированию арены.
«Компаунды эти нам прилично мешают. По логике вещей, они вообще там не должны находиться. Нужно было в свое время немножко пошевелить мозгами и разместить их где-то в стороне. Но никак не на платформе выкатного поля», — заключил чиновник.
Газон на «Крестовском» после зимы пришел в негодность. «Зенит» смог провести на этом поле два матча, после чего вернулся на старый стадион «Петровский». Максим Митрофанов, который тогда занимал пост генерального директора клуба, заявил, что «поле умерло».
К Кубку конфедераций на «Крестовском» будет уложен новый газон. Стоимость работ составит как минимум 9 млн рублей.
Без выкатного поля стоимость стадиона была бы ниже.
© Фото «Инжтрансстрой-СПб»Во время последней проверки стадиона «Зенит-Арена» специалисты FIFA выявили проблемы с выдвижным полем. Оно пружинит, а значит, нормально играть в футбол на нем не получится. Пока инженеры продумывают способы стабилизации «выдвижного поля», «Росбалт» рассказывает, как оно появилось, почему архитектор стадиона был против, и какие еще стадионы могут похвастаться таким ноу-хау.
История выдвижного поля
Стадион-долгострой «Крестовский», стоимость которого ныне оценивается в 42,5 млрд рублей, начали проектировать в 2006 году. Автором проекта стал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. К тому времени он уже построил стадион Оита, а также современные международные аэропорты в Куала-Лумпуре и Астане. Японец предложил создать стадион в форме «летающей тарелки».
Изначально Курокава отказался от идеи строить на арене выдвижное поле. Японский архитектор хотел сэкономить деньги. Ведь осенью 2006 года считалось, что стадион можно будет возвести всего за 250 млн евро. По замыслу архитектора, футбольное поле должно было состоять из множества двухметровых зеленых травяных модулей, которые при необходимости можно было оперативно заменять.
Тем не менее идея выдвижного поля продолжала обсуждаться.
«Не нужно поддаваться моде. „Выдвижение“ не способствует сохранению естественного газона, особенно при наших сложных погодных условиях. Если соглашаться на этот принцип, то только в случае проработки технологий поддержания такого поля в хорошем состоянии», — заявила Матвиенко в конце 2006 года .
«Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», — заявила Валентина Матвиенко в марте 2007 года.
И все-таки вопрос с выдвижным полем решили обсудить. Решение принимали сразу три вице-губернатора — Александр Вахмистров, Александр Полукеев и Сергей Тарасов. В итоге они дали добро.
Уже через месяц губернатор подвела итог обсуждению.
«Взвесив все за и против, мы посчитали строительство выдвижного поля наиболее правильным вариантом… Конечно, тревога есть, как за любой крупный проект. Но все идет по плану. И, думаю, у нас есть все возможности завершить проект в намеченные сроки. Пусть болельщики начинают готовить для красивого стадиона новые плакаты, новые лозунги».
Тогда же, в апреле 2007 года, решено было ликвидировать скоростную гоночную трассу «Невское кольцо», которая петляла вокруг старого стадиона. С того самого знаменательного визита прошло 9,5 лет.
Шли годы, стадион становился все дороже.
Наконец, в начале ноября 2016 года, выдвижное поле пока не достроенного стадиона увидели инспекторы ФИФА. Попрыгав по газону, они ощутили вибрацию. Оказалось, что ее нормы превышены в семь раз. Следовательно, играть в футбол на профессиональном уровне на таком газоне не возможно.
Заменить выдвижное вибрирующее поле на стационарное федеральные и городские чиновники категорически отказались. Вице-премьер по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил, что о недоделках как раз и можно узнать исключительно опытным путем, то есть проверяя объект в режиме эксплуатации.
«Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может? Речь идет о том, что поле на нестабильной основе закатывается в стадион, нужны усиления. Сейчас технические решения будут найдены. Это обычная вещь», — заявил журналистам Мутко.
О наличии плана по устранению вибраций выдвижного поля сообщил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «По поводу вибрации. Надо войти в проектное положение. В мире всего четыре выкатных поля. План устранения вибрации у нас существует».
Мировой опыт
В мире всего четыре стадиона с выдвижным полем. Подобные инженерные решения имеют место на арене в немецком Гельзенкирхене, голландском Арнеме, американском Финиксе, а также японском Саппоро.
Veltins-Arenа находится в Гельзенкирхене. Там проходят матчи футбольного клуба «Шальке 04», а также соревнования по хоккею. Так, на Veltins-Arena состоялся матч открытия чемпионата мира по хоккею с шайбой 2010 года между сборными Германии и США. На стадионе регулярно проводятся концерты мировых звезд. Вместимость арены — 61 тыс 973 человек. Построена в 2001 году за €191 млн.
Стадион Gelredome расположен в голландском городе Арнем. На нем свои матчи проводит футбольный клуб «Витесс». Арена вмещает до 39 тыс зрителей. Построен в 1998 году за $64 млн.
University of Phoenix Stadium расположен в пригороде американского Финикса в городке Глендейл. Хозяином арены считается команда по «американскому футболу» «Аризона Кардиналс». Строительство спортивного сооружения заняло три года. Торжественное открытие стадиона, вмещающего 63 тыс. 400 человек, состоялось 1 августа 2006 года. На постройку потратили $455 млн.
Стадион «Саппоро Доум» расположен в японском городе Саппоро. Здесь проводит свои матчи футбольный клуб «Консадоле Саппоро» и бейсбольная команда «Хоккайдо Ниппон-Хам Файтерс». Максимальная вместимость стадиона составляет 53 тыс. 796 человек. Открыт в 2001 году, стоимость строительства — $400 млн.
Мнения специалистов
Эксперт в области строительства спортивных сооружений, главный специалист «Росинжиниринга» Антон Нефагин:
«Надо понимать, что футбольное поле можно использовать ограниченное число раз. За ним нужно ухаживать: поливать, заниматься стрижкой травы, работать с освещением и прочее. На стадионе „Зенит-Арена“ решили выкатывать поле на естественное освещение. На мой взгляд, в наших широтах это неоправданное решение. Гораздо проще было бы регулярно производить замену газона на стационарном поле.
Если делать многофункциональную арену, на которой можно было бы проводить концерты и шоу, то надо позаботиться о том, чтобы в футбол можно было играть в другом месте. Например, Stade de France в пригороде Парижа — это супермногофункциональная арена, на которой проводятся даже авторалли, мотогонки и конные скачки. Но футбольного поля как такового на этом стадионе нет. Каждый раз перед центральными футбольными матчами его укладывают заново.
Указывалось, что на то, чтобы закатить и выкатить футбольное поле, нужно потратить $25 тыс. Но одно дело, когда выкатка происходит в строительных условиях, а другое — в спортивных. Думаю, что поле на Крестовском все-таки будет выкатываться только „по большим праздникам“.
Возьмем „Ледовый дворец“, в котором играет хоккейный СКА. Когда в „Ледовом“ проходят концерты, СКА отправляется играть в „Юбилейный“. Концерты для „Ледового дворца“ в приоритете, потому что на них можно заработать. Новый же стадион строится именно для „Зенита“. Чтобы провести концерт, требуется не просто убрать поле, но и собрать всю инфраструктуру. А на это уходит не два и не три дня. Видимо, поле будут убирать летом в футбольное межсезонье. Практика показывает, что для ухода за газоном российские стадионы приглашают иностранного специалиста-агронома. А он уже подбирает помощников из местных, у которых есть необходимый опыт.
Что касается проблемы вибрации на „Зенит-Арене“, то здесь много раздуто нашими СМИ. У ФИФА есть стандартные тесты, которые были проведены. На поле кидали грузик, чтобы измерить поглощение удара. В итоге уровень поглощения удара оказался низким. Думаю, что причиной этого стала „подушка“ или „пирог“, то есть то, что лежит непосредственно под верхним слоем, под газоном. Были минусовые температуры. Возможно, свою роль сыграл природный фактор, „подушка“ подмерзла. А возможно, были оплошности при укладке верхнего слоя».
Доктор геолого-минералогических наук, эксперт в строительстве, эксперт по вопросам почвы и сооружений Алексей Шашкин:
«Всегда надо говорить на понятном языке, в том числе когда речь ведется о вибрации. Когда мы говорим о вибрациях в спальных районах, то есть определенные нормы, которые ее ограничивают. Они строго прописаны в ГОСТах. Есть промышленная вибрация — вибропогружение шпунта и свай. В ней тоже свои параметры. Что касается вибрации выкатного поля на стадионе, то у нас нет ни критериев, ни методик. Надо исходить и из целей. Когда начинали строить стадион, то сколько стоил баррель нефти? Он стремился к своему максимуму. Поэтому и решили, а почему бы в Петербурге не быть выкатному полю. Сегодня, в кризис, наверное, приняли бы другое решение. Это все бодание на проектирование. Власти говорят: нам нужен стадион на котором можно было бы играть в футбол на живой траве и проводить концерты, обеспечьте условия. Выкатное поле в лучшей степени это обеспечивает. Я видел, как выкатывается поле. Процесс занимает несколько минут и выглядит очень эффектно».
Александр Калинин
Инспекторы FIFA признали выкатное поле строящегося в Петербурге стадиона «Крестовский» («Зенит-Арена») не соответствующим требованиям ассоциации и непригодным для проведения международных матчей. Об этом со ссылкой на свои источники пишут «Ведомости», ИА Regnum и издание «Фонтанка.ру». Планируется, что «Крестовский» примет часть матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.
Как выяснилось, выкатное поле стадиона слишком сильно «пружинит» и вибрирует. «Инспекторы FIFA попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», - заявил источник Regnum. По его словам, на спортивной арене придется в срочном порядке строить обычный футбольный газон. Однако, по данным собеседников «Ведомостей», работы нельзя проводить раньше весны. А стадион должен быть достроен уже к концу года. К тому же, FIFA едва ли согласует столь существенное изменение проекта.
С другой стороны, сама технология строительства выкатного газона столь сильной вибрации готового сооружения не предполагает, пояснил собеседник «Ведомостей» в одной из компаний-подрядчиков стадиона. Скорее всего, речь идет о каких-либо незначительных технических недоделках при проведении работ, которые поддаются исправлению, считает он.
В свою очередь источники «Фонтанки» утверждают, что проблемы куда серьезнее. Поле «Крестовского» строил прежний генподрядчик «Инжтрансстрой-СПб», госконтракт с которым городские власти расторгли еще летом. Якобы субподрядчики предупреждали его руководителей о возможных проблемах с вибрацией, но их слова были проигнорированы. Причина - в той самой технологии строительства, аналогов которой в мире нет.
«За рубежом есть несколько стадионов с выкатным полем - в Германии, США, Японии. Но у всех них движущийся короб выполнен из железобетона, а вес всей конструкции превышает 10 тыс. тонн. Для арены на «Крестовском» строители избрали собственный путь. Они изготовили основание поля из стали. А в ходе его создания решили еще и облегчить конструкцию с 8,4 тыс. до 5-6 тыс. тонн. В итоге корыту поля не хватает ни массы, ни жесткости», - пояснили собеседники издания.
Решений проблемы нашлось сразу несколько. В частности, один из подрядчиков, «Внедренческий центр прогрессивных технологий», отвечающий за раздвижную крышу, предложил установить под полем 1,5 тыс. домкратов. Дополнительные точки опоры в теории должны сдержать вибрацию конструкций. Специалисты Политехнического университета выступили с инициативой добавить снизу поддона стальные рамы. Генподрядчик «Метрострой» - приварить под дном корыта поля дополнительные металлические листы и закачать в промежуток между пластами металла слой бетона с пенополиуретаном. Какое из решений сработает, и сработает ли какое-либо вообще, эксперты пока не знают. По данным «Ведомостей», чтобы разбираться с ситуацией, в Петербург в срочном порядке прибыл вице-премьер Виталий Мутко.
Проектирование у будущего стадиона не обычного, а выкатного газона стало причиной одного из нескольких существенных удорожаний проекта. Решение дооснастить «Зенит-Арену» таким футбольным полем, а также раздвижной крышей было принято в 2008 году. Это привело к увеличению стоимости сооружения с 7 млрд до 23 млрд руб. Напомним, технология выкатного поля позволяет убирать газон на время проведения на стадионе нефутбольных мероприятий (концертов и т. п.).
Замгубернатора Петербурга по строительству Игорь Албин решил лично контролировать возведение «Зенит-Арены». Чтобы делать это эффективнее, он перенес свой кабинет прямо на будущий стадион. «Это мое основное рабочее место до ввода объекта в эксплуатацию 25 декабря 2016 года», - заявил чиновник...>
Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей
Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.
Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.
К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.
– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.
В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.
– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.
Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.
– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.
К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.
– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.
Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.
С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.
– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.
В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.
– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.
У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.
– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.
Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.
Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.
– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.
Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.
В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.
Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя