Спортсмены летают часто - на соревнования, сборы, тренировки. А представители командных видов спорта еще и совершают перелеты все вместе. Поэтому многочисленные случаи из истории современного спорта, когда в авиакатастрофе погибала целая спортивная команда, статистически вполне объяснимы. Но это ничуть не умаляет боли родных, друзей и болельщиков. Сегодня мы вспоминаем самые трагические авиакатастрофы в истории спорта.
Гибель ярославского "Локомотива"
Ярославский "Локомотив" не добивался особых успехов на протяжении десятилетия, с тех пор, как бывший главный тренер Владимир Вуйтек в 2003 году ушел из команды, получив более выгодное предложение от экс-соперников - казанского "Ак Барса". Это,однако, не мешало команде начинать каждый сезон с полной отдачей. В начале сезона 2011-12 годов команда намеревалась следовать тем же курсом, будучи членом Континентальной хоккейной лиги. Но 7 сентября 2011 года во время полета в Минск на первую игру сезона практически вся команда погибла в авиакатастрофе. Самолет ЯК-42, на котором летел ярославский "Локомотив", разбился через считанные секунды после взлета из ярославского аэропорта "Туношна". Одним из звездных игроков команды был Александр Галимов, усилиями которого в матчах преддверия сезона команда одержала семь побед при двух поражениях. Именно Галимов забил последнюю шайбу в играх "Локомотива" перед авиакатастрофой. Галимов остался жив при крушении, но скончался в больнице пять дней спустя. Остальные игроки, а также тренеры и технический состав команды погибли на месте, как и остальные пассажиры и члены экипажа, за исключением инженера экипажа Александра Сизова. Причиной катастрофы была признана ошибка экипажа, который, как выяснилось, не был достаточно подготовлен для полетов на машинах этого типа.
Авиакатастрофа, изменившая рестлинг
Эта авиакатастрофа привела к серьезным ранениям для участников и завершила две карьеры. Однако если бы ранения тех, кто выжил, оказались серьезнее, вся спортивно-развлекательная индустрия изменилась бы до неузнаваемости. На борту частного самолета Cessna-310, направлявшегося 4 сентября 1975 года из Шарлотта в Уилмингтон, Северная Каролина, находились промоутер Дэвид Крокет и четверо рестлеров - Мистер Рестлинг II, Бобби Брюджес, Джонни Валентайн и Рик Флэр. Катастрофа самолета стала следствием ошибки экипажа, неправильно рассчитавшего количество топлива. Как признавались выжившие, когда самолет стал падать, они были уверены, что это конец. Однако в результате катастрофы погиб только пилот, скончавшийся от полученных травм два месяца спустя. Валентайн был парализован, и его карьера завершилась. Брюджес также ушел из спорта, хоть и сохранив способность ходить. Почему же эта катастрофа могла изменить лицо индустрии? Дело в том, что Флэр и Валентайн, по легенде, были "плохими парнями", враждовавшими с Мистером Рестлингом, и индустрия долгое время пыталась скрыть правду о катастрофе, никому не говоря об участии Мистера Рестлинга в том полете. Он и сам, к счастью, сумел поддержать легенду прикрытия - оставшись живы и здоровым, Мистер Рестнлинг вышел на ринг всего две недели спустя после аварии.
Авиакатастрофа "Гранд Торино"
Итальянский, а может, и мировой футбол, не знал команды, обладавшей столь бесспорным превосходством над соперниками, как "Гранд Торино" - такое прозвище получила в 1940-е команда итальянского футбольного клуба "Торино". Команда завоевала подряд пять национальных кубков и продолжала побеждать, пока авиакатастрофа 4 мая 1949-го не унесла жизни 18 игроков и 13 сотрудников команды. "Гранд Торино" была командой, подобранной штучно: владелец клуба "Торино" Ферруцио Ново был одним из первых специалистов в мире спорта, поставивших поиск талантов на профессиональную основу.
Клуб "Торино" завоевывал чемпионские титулы с 1941 года и вплоть до 1949-го, за исключением 1945-45 г.г., когда национальный чемпионат не проводился. В чемпионате 1949-го они тоже считались бесспорными фаворитами до дня авиакатастрофы, случившейся во время возвращения футболистов с товарищеской игры в Лиссабоне. Причиной аварии стала ошибка пилота, потерявшего управление в плохих погодных условиях. Национальная футбольная федерация, в итоге, решила наградить команду чемпионским титулом 1949 года в знак высшей справедливости: ведь, не случись той злосчастной аварии, команда его бесспорно получила бы.
Авиакатастрофа "Малышей Басби" в Мюнхене
"Малыши Басби", пришедшие в большой футбол из юношеской школы воспитанники главного тренера "Манчестер Юнайтедс" Мэтта Басби, были очень юными - им всем было едва за двадцать. Тем не менее, воспитанники молодежной команды "Манчестера", с детских лет игравшие вместе, были сплоченным профессиональным коллективом, и после прихода в основной состав выиграли чемпионат Англии дважды - в сезоне 1955-56 и 1956-57 годов. Фанаты обожали их не только за одаренность, но и за то, что все они были воспитанниками клуба, а не игроками, купленными в других клубах, что в то время как раз входило в моду. Увы, их успех прервала авиакатастрофа в Мюнхене 6 февраля 1958 года, в которой погибло восемь ключевых игроков команды, а еще двое были серьезно травмированы. Самолет, пытавшийся взлететь во время метели, с трудом оторвался от земли и вскоре рухнул. Катастрофа произвела столь удручающее впечатление на британцев, что даже королева высказала личные соболезнования не только родным и друзьям погибших, но и народу Англии в целом.
Гибель в авиакатастрофе американской сборной по фигурному катанию
В 1961 году фигуное катание в США было на пике популярности. Лидер национальной сборной по фигурному катанию, Лоуренс Оуэн, даже появилась в преддверии чемпионата мира по фигурному катанию в Праге на обложке популярнейшего журнала Sports Illustrated. Через два дня после того, как номер журнала увидел свет, Оуэн и остальные члены национальной сборной трагически погибли в авиакатастрофе в Брюсселе. Самолет, доставивший фигуристов в Европу, взорвался при нештатной посадке. Все 72 пассажира, включая спортсменов сборной и членов их семей, погибли мгновенно. Единственным выжившим оказался пес, летевший в багажном отделении. Мир фигурного катания был потрясен. Чемпионат мира в Праге был отменен после новостей о катастрофе, а американцы были настолько шокированы, что надолго потеряли интерес к фигурному катанию, подорванный дурными воспоминаниями. Даже президент Кеннеди был потрясен настолько, что со словами соболезнования перед народом выступил от его имени брат, сенатор Роберт Кеннеди.
Гибель "Сильнейших"
Боливийская команда "Сильнейшие" не зря носила столь самоуверенное название: она действительно долгие годы блистала в национальном чемпионате. В сентябре 1969 года команда прилетела на товарищеский матч в Санта Круз. Сыграв, футболисты "Сильнейших" 26 сентября 1969 года на самолете DC-6 направилась к себе на родину, в город Ла-Пас. Но именно в этот день в стране состоялся военный переворот. В неразберихе самолет с футболистами таинственным образом исчез с радаров и был обнаружен лишь спустя сутки разбившимся у деревни Вилоко. Все пассажиры - 81 человек - погибли, включая 17 футболистов, тренера и менеджера команды, а также технического сотрудника.
Гибель команды Университета Маршалла по американскому футболу
Для небольшого городка Хантингтон в Западной Вирджинии 1970 год прошел под знаком успеха местной команды Университета Маршалла по американскому футболу "Гремящая орда". Будучи командой местного значения, "Орда" редко путешествовала самолетом, и совместный вылет 14 ноября 1970 года был чуть ли не первым в ее практике. Почему самолет разбился, следствие так и не сумело разобраться. На борту находились 37 членов команды, включая 9 тренеров, и некоторое количество болельщиков. С учетом числа погибших, эта катастрофа считается самой массовой трагедией в истории американского спорта.
Гибель "Пахтакора"
Гибель футбольной команды "Пахтакор" - пожалуй, самая известная трагедия в истории советского спорта. Ташкентский "Пахтакор" был одной из самых успешных футбольных команд СССР. 11 августа 1979 года команда летела на самолете ТУ-134 Минск на встречу с минским "Динамо". Диспетчер слишком поздно заметил, что самолет опасно сближается в воздухе с другим ТУ-134. Он дал самолетам команду расходиться, однако команда не была воспринята экипажами - и крыло одного из самолетов пропороло фюзеляж другого. Это вызвало взрыв обеих машин в воздухе. Все 178 пассажиров обоих рейсов погибли, включая 17 игроков и тренеров "Пахтакора". По слухам, в этот день совершал полет Леонид Ильич Брежнев, что вызвало неразбериху на воздушных трассах. Несмотря на трагедию, оставшиеся в живых игроки "Пахтакора" вернулись на поле всего через 12 дней после трагедии, чтобы продолжить играть в чемпионате СССР, отдавая таким образом дань уважения своим погибшим товарищам.
Гибель баскетболистов из Эвансвилля
В 1977 году баскетбольная команда Университета Эвансвилля готовилась к трудному старту сезона. Главной проблемой команды был уход тренера, Арада МакКутчена, долгие годы работавшего с командой. МакКутчен был очень популярен в Эвансвилле: журнал Time даже назвал его "гордостью и страстью" местной баскетбольной команды. Но "Пурпурные тузы" не собирались сдаваться, хотя сезон начался неудачно: три поражения против одной победы. Тем не менее, члены команды были полны решимости, когда 3 декабря 1977 года отправлялись на матч с командой Университета Центрального Теннесси. Рейс задержали на несколько часов из-за плохих погодных условий. Когда же самолет все же оторвался от земли, он продержался в воздухе лишь полторы минуты, после чего рухнул на землю. В числе причин катастрофы позднее была названа, в частности, перегрузка багажного отделения. В катастрофе погибли 17 членов команды. Позднее Университет Эвансвилля открыл в честь погибших мемориал "Плачущий баскетбол".
Гибель сборной Замбии
Футбольная сборная Замбии образца 1993 года считалась лучшей в истории страны. Футбол всегда был популярен в этой африканской стране, особенно в период правления президента Кеннета Каунды, не жалевшего средств на его развитие. После смещения Каунды денег стало меньше, но национальная сборная, невзирая на бедность, оставалась одной из лучших в Африке. Тем не менее, команде пришлось урезать себя во всем, в том числе в транспортных расходах. Для полета на отборочный матч чемпионата мира со сборной Сенегала в Дакаре команде пришлось арендовать самолет ВВС Замбии. Увы, национальные военно-воздушные силы находились в плачевном состоянии. 27 апреля 1993 года во время полета один из двигателей самолета загорелся. Пилот допустил фатальную ошибку, выключив и второй двигатель, после чего самолет полностью потерял управление и рухнул. Все 18 футболистов, находившихся на борту, погибли.
Авиакатастрофа американской команды по боксу
Как известно, сборная США, в числе 65 стран мира, бойкотировала московскую Олимпиаду-80. Впрочем, боксерская команда США в любом случае не смогла бы принять участие в олимпийских соревнованиях из-за ужасной авиакатастрофы, случившейся 14 марта 1980-го и унесшей жизни 14 спортсменов и 8 сотрудников команды.Боксеры направлялись на соревнования в Польшу, когда их самолет разбился на подлете к Варшаве. Всего в катастрофе погибло 87 пассажиров. Лучшим из разбившихся атлетов специалисты считается чемпион Панамериканских игр Лемюэль Стиплз.
Гибель "одиннадцати пестрых"
Эти голландские футболисты суринамского происхождения были настоящими гуманистами: они играли в благотворительных матчах, собирая таким образом средства для работы с детьми из социально неблагополучных районов, привлекая их к занятиям спортом и помогая найти правильную дорогу в жизни. Их называли "одиннадцать пестрых" - в знак того, что они приносят в жизнь детей из беднейших семей яркие краски. На самом деле, участников команды было больше - всего около двух десятков человек. Очередной благотворительный матч с их участием должен был состояться в столице Суринама Парамарибо. Но он не состоялся: пятнадцать игроков команды погибли в авиакатастрофе в Парамарибо 7 июня 1989 года, погубившей 176 пассажиров и членов экипажа самолета, летевшего из Европы в Южную Америку. Еще двое членов команды, в том числе легенда голландского футбола Рууд Гуллит, отказались от полета в самый последний момент, и поэтому спаслись. Как выяснилось позднее, катастрофа произошла из-за того, что при посадке в аэропорту Парамарибо самолет задел верхушку дерева.
Гибель в авиакатастрофе команды Hendrick Motosport
Гибель гонщика на трассе хоть и редко, но случается, но гибель гонщиков в авиакатастрофе - случай исключительный. Между тем, именно он и произошел 24 октября 2004 года, когда в авиакатастрофе погибли 10человек из команды Hendrick Motorsport, включая сына владельца команды Рика Хендрика, гонщика НАСКАР Рики Хендрика, его старшего брата и племянниц. В этот день команда с успехом принимала участие в соревнованиях на автотреке в Марисвилле. Сообщение о катастрофе, унесшей жизни 10 человек, пришло через считанные минуты после известия о победе гонщика Джимми Джонсона на трассе. Причиной катастрофы позднее назовут сочетание ошибки пилота и тяжелой для полетов туманной погоды.
Авиакатастрофа "Ковбоек из Оклахомы"
В ноябре 2011 года женская баскетбольная команда Оклахомы потеряла главного тренера команды Курта Будке и его помощницу Миранду Серна. Они и еще двое пассажиров погибли при крушении маленького частного самолета, на котором тренер и его помощница возвращались домой из поездки, где они подбирали новых игроков для своей команды. Курта Будке девушки из баскетбольной команды считали настоящим отцом, а к его помощнице относились, как к сестре. Кроме них, в крушении погибли сенатор штата Олин Бранстеттер и его жена Пола. Самое невероятное, что за пять лет комиссия по расследованию катастрофы так и не смогла установить ее причину. За штурвалом самолета был сенатор Бранстеттер, который не докладывал диспетчерам ни о турбулентности, ни о других проблемах, связанных с погодой. Не подтвердилась и версия о том, что сенатору стало плохо, и он потерял контроль над машиной. Технических неисправностей также выявлено не было. Из-за чего самолет упал, до сих пор остается загадкой.
Гибель "Ковбоев из Оклахомы"
Долгая история трагедий, связанных с Университетом Оклахомы, началась в январе 2001 года, когда 10 членов мужской баскетбольной команды университета погибли при крушении небольшого частного самолета. Команда возвращалась домой после поражения от "Колорадо Буффалоз", чтобы перегруппироваться и собраться перед следующими играми. Но пилот самолета потерял ориентацию во время метели, и машина рухнула на землю. Игроки и болельщики "Ковбоев из Оклахомы" до сих пор вспоминают погибших игроков и тренеров траурным гимном "Помним о десятке". Кроме того, в честь погибших на территории университета устроен мемориал, и каждый год в память о погибших проводятся спортивные соревнования.
Сегодня в Колумбии случилась страшная трагедия. Рядом с городом Медельин разбился самолет на котором летела бразильская футбольная команда . "СЭ" вспоминает другие катастрофы самолетов, на борту которых находились спортивные команды.
Место катастрофы : над Ла-Маншем
Команда : сборная Чехословакии по хоккею
В первые послевоенные годы сборная Чехословакии была сильнейшей командой Европы. С 1947 по 1949 год славяне выиграли две золотых медали чемпионата мира и один раз остались на второй строчке, уступив канадцам лишь по разнице шайб.
Та великая команда стала первым спортивным коллективом, попавшим в авиакатастрофу. 18 ноября 1948 года шестеро ведущих игроков чехословацкой сборной летели на товарищеский матч в Лондон, когда их самолет по неизвестной причине рухнул в Ла-Манш. Спастись не сумел никто.
Даже после таких страшных потерь чехословаки смогли выиграть ЧМ-1949 и посвятили эту победу памяти погибших.
Место гибели "Торино". Фото ФИФА, "СЭ"
Место катастрофы : Холм Суперга (Турин)
С 1942 по 1949 год "быки" не знали себе равных на Аппенинах. Пять раз они выигрывали скудетто, стали первой командой, которая в один сезон завоевала чемпионство и Кубок. 10 игроков того "Торино" регулярно выступали за сборную Италии. Самый яркий момент в истории клуба завершился страшной трагедией.
4 мая 1949 года туринцы возвращались домой из Португалии, где играли товарищеский матч с . По пути в Турин самолет с 18 футболистами во главе с прославленным Валентино Маццолой , руководством клуба и тремя журналистами из ведущих итальянских газет сел в Барселоне для дозаправки. В аэропорту "быки" встретили друзей-соперников из - те летели в Мадрид на игру с . "Россонери" оказались последними, кто видел живыми чемпионов из "Торино"…
В тот вечер над Турином стоял сильный туман. Пилот пошел на посадку, ориентируясь на собственное чутье и задел крылом ограду базилики Суперга, возвышавшейся над городом. Самолет мгновенно потерял управление и на всей скорости врезался в землю. Все находившиеся на борту погибли…
Место катастрофы : аэропорт Кольцово (Свердловск)
Команда : ХК ВВС МВО
Первый советский суперклуб был создан Василием Сталиным - в свой любимый ВВС он собирал сильнейших футболистов, хоккеистов, баскетболистов и волейболистов. В самом конце 1949 года состав "летчиков" укрепил сам .
Позже прославленный спортсмен начнет мемуары с описания авиакатастрофы, в которой разбилась хоккейная команда ВВС. По словам Боброва, он проспал рейс, и команда улетела в Челябинск без него - не прозвонивший будильник спас жизнь нападающему.
В тот день над Уралом была сильнейшая метель самолет с хоккеистами не смог приземлиться в Челябинске - его отправили пережидать непогоду в Свердловск. Однако и там метеоусловия были необычайно сложными. Пилот трижды заходил на посадку, но так и не смог найти взлетно-посадочную полосу. ЛИ-2 рухнул в поле рядом с аэропортом.
Самолет, на котором разбились знаменитые "Малыши Басби".
Место катастрофы : аэропорт Мюнхена
Молодая команда Мэтта Басби стала первым английским клубом, который принял участие в Кубке европейских чемпионов. Для того чтобы уложиться в плотный график матчей чемпионата Англии и еврокубка "МЮ" приходилось постоянно летать на самолетах, которые в те времена были далеки от совершенства. Роковым для манкунианцев стал выезд на четвертьфинальный матч Кубка чемпионов против . Команда Басби сыграла вничью в Белграде и обеспечила себе выход в полуфинал. На обратном пути борт совершил посадку в Мюнхене для дозаправки.
Когда пришло время продолжать полет, из-за налипшего на взлетно-посадочной полосе снега самолет не смог набрал необходимую скорость, пробил ограждение аэропорта и врезался в соседний дом. Из сорока человек, находившихся на борту, погибли 19, в том числе семь игроков и три тренера "МЮ"…
Место : Брюссель
Команда : сборная США по фигурному катанию
В конце февраля 1961 года в Праге должен был пройти чемпионат мира по фигурному катанию. Сборная США отправилась на него обычным регулярным рейсом с пересадкой в Брюсселе. Это был первый полет для новенького "Боинга-707". Борт не смог приземлиться в столице Бельгии с первой попытки и пошел на второй круг, но тут произошло нечто необъяснимое - машина ушла в пике и рухнула в болото рядом с брюссельским аэропортом. Погибли все 72 человека, находившихся на борту, в том числе и 18 фигуристов и пять тренеров. Из-за этой трагедии чемпионат мира был отменен.
Мемориал в память о погибших игроках и работниках "Пахтакора".
Место : над Днепродзержинском
Самая известная в истории СССР катастрофа с участием футбольного клуба случилась в августе 1979 года в небе над Днепродзержинском. Игроки "Пахтакора" летели регулярным рейсом из Ташкента в Белоруссию на игру с минским . Из-за ошибки диспетчера этот борт столкнулся с другим самолетом, следовавшим по маршруту Челябинск - Воронеж - Кишинев. В катастрофе погибли 178 человек, в том числе 14 игроков, второй тренер, администратор и врач.
Журнал 1987 года о трагедии, случившейся с самолетом, на котором летела "Альянса".
Место катастрофы : Лима
В истории одной из самых известных перуанских команд "Альянсы" есть черный день - 7 декабря 1987 года. Команда возвращалась домой после очередного матча первенства страны, но лайнер в котором находилось 43 человека - футболисты, тренеры, персонал, - разрушился при заходе на посадку и рухнул в море. Чудесным образом спасся лишь один человек - пилот самолета.
Место : 500 метров от побережья Либревиля
В конце 80-х годов в чемпионате СССР по футболу появились первые легионеры. В числе иностранных гостей было трио из Замбии, выступавшее за "Памир"
- Дерби Макинка
, Виздом
Чанса
и Пирсон Мванза
. Африканцы сыграли всего несколько матчей за команду из Душанбе, но сумели войти в историю.
Четыре года спустя Макинка и Чанса вместе с другими игроками сборной Замбии погибли в авиакатастрофе. Самолет этой командой летел в Сенегал на матч квалификации ЧМ-1994. По плану полета было запланировали три посадки на дозаправку. Уже после первого приземления в Браззавиле обнаружились проблемы с левым двигателем, но пилот принял решение продолжать полет.
Замбийцы успешно сели и дозаправились в Либревиле, при взлете неисправный мотор вспыхнул. Поддавшийся панике командир воздушного судна заглушил второй двигатель, и самолет рухнул в море. Погибли все 30 человек, находившихся на борту.
Мемориал в память о разбившихся в авиакатастрофе игроках "Локомотива". Фото photo.khl.ru
Место : аэропорт Туношна (Ярославль)
Начало сезона-2011/12 обернулось кошмаром для всей КХЛ. Лига в одночасье лишилась одной из сильнейших команд. Ярославский "Локомотив" отправился на первый выезд сезона в Минск на самолете Як-42. Однако при взлете лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, не смог набрать нужную высоту и столкнулся с радиомаяком. Машина врезалась в землю рядом с берегом реки Туношонка и взрывалась. 43 человека погибли мгновенно. Нападающий был госпитализирован в тяжелыми ожогами. Пять суток врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли. В катастрофе выжил только один человек - бортинженер Александр Сизов .
Весной 2009 года исполнилось шестьдесят лет самой страшной, пожалуй, трагедии в истории
футбола
. 4 мая 1949 года в авиакатастрофе, случившейся в небе над Турином, в полном составе погибла команда "Торино", которая до сих по считается одной из сильнейших за все время существования итальянского футбола. В условиях плохой видимости пилот не сумел разминуться с высоким холмом под названием Суперга: теперь на этом месте музей "Торино". И если попадаешь в этот музей в плохую погоду, то невольно хочется съежиться от неприятного холодка по коже: за прошедшие с момента трагедии годы туман в этих местах не стал жиже, а видимость - не стала лучше. Одним словом, музей, поверьте на слово, получился очень достоверным. А слезы его хранителей, рассказывающих о трагедии, потрясшей всю Италию, запоминаются на всю жизнь.
О гибели "Торино" написаны книги, сняты документальные фильмы. Память о Grande Torino, или о Великом "Торино", жива до сих пор до такой степени, что именно во многом благодаря той страшной трагедии в самом Турине, где играет самая популярная команда Италии "Ювентус", нынешний "Торино", давно не имеющий никаких заслуг, все равно популярнее своего великого "кузена" "Ювентуса", одного из ведущих клубов Европы.
Четверг 4 мая 1949 года выдался в Турине хмурым и пасмурным. Над городом нависали тяжелые свинцовые тучи, собравшие, казалось, всю влагу с Альп. Около четырех пополудни небо и вовсе потемнело. Во мгле скрылись очертания 167-метровой «Башни Антонелли», пошел сильный дождь, стало по-осеннему холодно, как в ноябре. Люди старались не выходить без дела на улицу, а те, кто еще был на работе, лихорадочно посматривали на часы - поскорее бы вернуться домой и укрыться в тепле.
И лишь в штаб-квартире футбольного клуба «Торино» никто не проявлял видимой спешки. Здесь терпеливо ждали сообщений о возвращении команды из Португалии, где она накануне провела товарищеский матч с «Бенфикой». Учитывая характер погоды, еще с утра направили клубный автобус в Миланский аэропорт - на случай, если посадка в Турине окажется невозможной.
Уже пробило пять, но никаких сообщений не поступало. Томительное ожидание переросло в тревогу, а в начале шестого по городу поползли страшные слухи: в пригороде Турина, там, где находится знаменитый собор Суперга с усыпальницами савойских монархов, произошла катастрофа какого-то самолета.
Бросившихся на машинах к месту происшествия сотрудников клуба и карабинеров буквально поразило увиденное: бортовой номер самолета, врезавшегося прямо в земляное основание собора, и разметанные фрагменты футбольной амуниции не оставляли сомнений в личности погибших; это подтвердили и результаты последующего опознания: практически весь основной состав команды «Торино» - бессменного чемпиона послевоенной Италии, из которого десять футболистов входили в сборную страны.
Что стало причиной трагедии? Самолет «Фиат G-212CP» итальянских авиалиний должен был лететь из Лиссабона в Милан. Однако экипаж решил направиться прямо в Турин. В условиях плохой видимости, сильного дождя и порывистого ветра пилот потерял ориентацию. В 17.04 самолет задел левым крылом стену, окружавшую собор Суперга. «Фиат» развернуло в воздухе, а затем на большой скорости он врезался в землю. От страшного удара все, кто был на его борту, погибли.
Не стало великой команды «Торино»: вместе с запасными катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. Их участь разделили руководители клуба, в том числе Эгри-Эрбштейн и Ливзли, обслуживающий персонал, сопровождавшие команду туринские журналисты и четверо летчиков - в общей сложности 31 человек.
В Италии был объявлен национальный траур, страна минутой молчания почтила память погибших: через два дня федерация футбола объявила о своем решении провозгласить «Торино» чемпионом Италии досрочно. Оставшиеся четыре тура чемпионата решено было доиграть молодежными составами. Но резервы туринского клуба оказались на высоте и выиграли все оставшиеся матчи.
Однако эта победа стала лебединой песней «Торино». Президент клуба Ферруччо Ново, не полетевший с командой в Португалию из-за бронхита, попытался после трагедии восстановить былую мощь клуба, но вновь приобретенные, хотя и классные игроки так и не смогли составить единого ансамбля. Затем команде, попавшей в полосу затяжного финансового кризиса, пришлось покинуть класс «А», несмотря на то, что она стала первым итальянским клубом, начавшим практиковать рекламу. Буква «Т» на футболках игроков соответствовала не только начальной букве названия команды и города, но и шоколадной фирме «Талмоне». И только в сезоне 1975-1976 года клуб выиграл чемпионат Италии.
Катастрофа отразилась роковым образом не только на судьбе туринского клуба, но и на развитии всего итальянского футбола, отбросив его надолго в дебри «катеначчо» и засорив заезжими «ориунди». А в международном спорте она положила начало печальной традиции: за следующие три десятилетия в крупнейших авиакатастрофах еще не раз погибали целые команды (советские хоккеисты из ВВС, футболисты «Манчестер юнайтед», ташкентского «Пахтакора» и другие).
По материаллам сайта www.tonnel.ru
Видео
В 1940-х годах «Торино» был грандом итальянского футбола. Лучшее тому подтверждение - три чемпионских титула «скуадра граната» с 1946 по 1948 год. 4 мая 1949 года на трехмоторном самолете Fiat футболисты «Торино» возвращались после выездного матча с португальской «Бенфикой» в Турин. Самолет совершил промежуточную посадку в Барселоне на дозаправку, во время которой игроки «Торино» пообщались с футболистами «Милана», пересаживавшимися на рейс до Мадрида. «Россонери» стали последними, кто выдел туринцев живыми.
Ближе к пяти вечера, когда до Турина оставались считанные километры, авиалайнер вошел в плотную полосу тумана. Пилот потерял ориентацию, самолет снизился и левым крылом задел ограду расположившейся на холме базилики Суперга. Машину развернуло, и она на большой скорости врезалась в землю. В катастрофе погибли все 18 находившихся на борту футболистов, в том числе и капитан сборной Италии Валентино Маццола. Судьба благоволила лишь одному игроку «Торино» - Лауро Тома. Из-за травмы он вынужденно остался дома. К слову, «Торино» с молодежным составом сохранил за собой первую сточку турнирной таблицы.
«Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года
В этот роковой день самолет авиакомпании British European Airways, выполнявший чартерный рейс BE609 из Белграда в Манчестер, остановился на дозаправку в Мюнхене. На его борту был 21 представитель английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», возвращавшегося домой после ответного четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов с белградской «Црвена Звезда».
Пилоты предприняли две попытки взлететь, но оба раза останавливались из-за неполадок с двигателем. Однако, не желая отставать от графика, они решились еще на одну попытку. Не смог их остановить и начавшийся снегопад. Ирландский нападающий Лиам Уилан так отреагировал на рвение пилотов: «Возможно, это смерть, но я готов к ней».
Кадр из фильма «Юнайтед. Мюнхенская трагедия»
Пилоты отчаянно пытались оторвать самолет от земли, но он, въехав колесами в снежную кашу, продолжал мчаться по взлетной полосе. На скорости почти 200 км/ч самолет протаранил ограждение и врезался в частный дом.
Жильцы по счастливой случайности не пострадали, а из 44 человек, находившихся на борту самолета, 23 погибли и еще 19 - получили ранения. «Манчестер Юнайтед» в катастрофе потерял восьмерых игроков (в том числе Лиама Уилана) и троих членов тренерского штаба. Среди выживших был Бобби Чарльтон, в будущем звезда английского футбола, - в момент аварии его вместе с сиденьем вышвырнуло из салона.
«Стронгест». 26 сентября 1969 года
Вечером в пятницу 26 сентября 1969 года боливийский футбольный клуб «Стронгест» возвращался на самолете в Ла-Пас после товарищеской игры. Это был лучший период в истории одного из старейших футбольных клубов Боливии.
Через несколько часов полета экипаж «Дугласа» перестал выходить на связь. На Анды в это время обрушился снежный фронт, и диспетчеры поспешили объявить чрезвычайную ситуацию. Только через сутки в самом сердце Анд, недалеко от местечка Вилоко на склоне горы Чокетанга, группа шахтеров обнаружила обломки самолета, еще через сутки туда прибыла поисковая команда.
Установить причину катастрофы так и не удалось. Но стоит отметить, что трагедия случилась в тот день, когда в стране произошел военный переворот. Все 74 находившихся на борту человека погибли, из них 19 - игроки и тренеры клуба «Стронгест». Через пять лет обновленный «Стронгест» вновь выиграл чемпионат Боливии.
«Пахтакор». 11 августа 1979 года
Одна из самых страшных катастроф в истории советской авиации произошла в небе над украинским Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В тот день по вине авиадиспетчеров (впрочем, версия о попадании учебной ракеты также живуча) столкнулись два пассажирских самолета ТУ-134 компании «Аэрофлот». Один из самолетов выполнял рейс Воронеж - Кишинев, другой - Ташкент - Минск. В последнем летела популярная в СССР футбольная команда «Пахтакор» на очередной матч первенства страны с минским «Динамо».
Никто из 178 человек, находившихся на обоих авиалайнерах, не выжил. Если борт, направлявшийся в Кишинев, сразу разрушился в воздухе, то самолет, летевший в Минск, потеряв хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей еще пытался совершить аварийную посадку, но на высоте 4 километров вошел в крутое пике и рухнул на землю. В нем находились 14 игроков и три представителя тренерского штаба ташкентского «Пахтакора».
Накануне рокового рейса главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич получил от руководства клуба разрешение повидаться с семьей, отдыхавшей в то время в Сочи, откуда он должен был самостоятельно добираться в Минск. Это счастливое обстоятельство и спасло тренеру жизнь.
«Альянса Лима». 8 декабря 1987 года
Этот день стал черной страницей в истории 19-кратного чемпиона Перу - клуба, который в 1970-е годы являлся базовым для сборной страны. После выездной победы в Пукальпе над местным «Депортиво» «Альянса Лима» возвращалась в столицу на военном самолете «Фоккер». При втором заходе на посадку в столичном аэропорту Хорхе Чавеса самолет слишком низко опустился над морем, зацепил правым крылом его поверхность и быстро погрузился в воды Тихого океана. Из-за бюрократических проволочек спасатели прибыли на место трагедии лишь на следующее утро.
В катастрофе погибли 43 человека, в том числе игроки, арбитры, болельщики и тренер Маркос Кальдерон. Выжить удалось только пилоту. Смертельного рейса избежал травмированный Хуан Рейносо Кусман, который впоследствии сделал отличную футбольную карьеру. Обескровленная команда в итоге не только не смогла удержать чемпионство, но и едва не скатилась в низшую лигу. Чемпионский титул «Альянса Лима» вернула себе лишь десять лет спустя.
На протяжении почти 23 лет спортивный мир не объявлял траур из-за авиакатастроф, в которых погибли члены футбольных команд. бразильского клуба «Шапекоэнсе», который должен был доставить членов команды и журналистов на матч с «Атлетико Насьональ» в рамках Южноамериканского кубка. На борту самолёта были 72 пассажира и 9 членов экипажа. В настоящий момент на месте крушения ведутся спасательные работы. По предварительной информации, шести пассажирам удалось выжить. Южноамериканская конфедерация футбола (КОНМЕБОЛ) приостановила проведение всех матчей под своей эгидой. Вспоминаем другие случаи катастроф в воздухе, затронувших мир футбола.
1. 4 мая 1949 года. «Торино»
В конце 40-х годов прошлого века «Торино» был одним из топ-клубов Италии, опережая по славе и популярности даже соседей из «Ювентуса». С 1946-го по 1948-й «быки» трижды брали чемпионство под капитанством Валентино Маццолы , отца легендарного Сандро Маццолы .
3 мая 1949 года «Торино» провёл матч с «Бенфикой» в Лиссабоне, завершившемся поражением - 3:4. Настроение футболистам подняла встреча с друзьями из «Милана» в Барселоне. Самолёт туринцев приземлился в местном аэропорту для дозаправки, миланцы же пересаживались на рейс до Мадрида. Как оказалось, россонери были последними, кто видели футболистов «Торино» живыми. Самолёт команды попал в зону повышенной туманности, пилот потерял ориентацию в пространстве и левым крылом задел ограду построенной на холме базилики. Самолёт развернуло и с силой ударило о землю. Все, находившиеся на борту скончались. Из игроков остался только Лауро Тома, не полетевший на матч из-за травмы.
2. 6 февраля 1958 года. «Манчестер Юнайтед»
Одна из самых резонансных катастроф в истории мирового спорта. «Малыши Басби» навсегда вошли в анналы английского футбола и оставили неизгладимый след в сердцах болельщиков по всему миру. Тем ужасней стала трагедия, произошедшая 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена. Несмотря на то что в то время авиаперелёты попадали в категорию повышенного риска, «Манчестер Юнайтед» летал по всей Европе, совмещая выступления в Англии по выходным и матчи еврокубков в будние дни. На матч с «Црвеной Звездой» в Белграде клуб заказал чартерный рейс. Проблемы начались в Мюнхене, куда борт приземлился для дозаправки. После двух неудачных попыток взлёта экипаж был готов перенести полёт, однако в итоге была предпринята третья попытка, закончившаяся трагедией. Самолёт не успел вовремя взлететь и протаранил дом с ангаром, в котором стояла машина с горючим. 21 человек погиб на месте, в том числе восемь футболистов «Юнайтед». В 1960 году на юго-восточной трибуне «Олд Траффорд» были установлены часы с датой «6 февраля 1958 года» вверху и надписью «Мюнхен» внизу, которые находятся там по сей день. Каждый год 6 февраля, когда их стрелки показывают время аварии самолёта – 15 часов 4 минуты, на «Олд Траффорд» объявляется минута молчания в память о жертвах мюнхенской катастрофы.
Чёрная дата в истории "Манчестер Юнайтед"
51 год назад в аэропорту Munich-Riem потерпел аварию самолёт, на котором возвращались домой с гостевого матча Кубка европейских чемпионов футболисты английского клуба "Манчестер Юнайтед".
3. 16 июля 1960 года. Сборная Дании
В начале 60-х годов профессионального футбола в Дании как такового не было. Игрокам запрещалось даже выступать за иностранные клубы под угрозой невызова в национальную сборную. Тем не менее датчане усердно готовились побороться за попадание на Олимпийские игры в Риме. Из аэропорта Копенгагена в Хернинг на матч национальной команды вылетели восемь игроков. Борт разбился в 50 метрах от побережья по причине плохих погодных условий. Выжили только пилот и футболист Сиг Винделов , которого у берега нашли рыбаки. Повезло и другому игроку - Эрику Дюреборгу , которого сняли с рейса из-за отвратительного поведения в аэропорту. Сборная Дании всерьёз подумывала сняться с турнира, однако в итоге завоевала серебряные медали в Риме.
4. 3 апреля 1961 года. «Грин Кросс»
Через год разбилась в авиакатастрофе другая футбольная команда. Выступавший в первом дивизионе чемпионата Чили «Грин Кросс» вылетел из аэропорта Сантьяго на матч очередного тура. До места футболистам добраться было не суждено – весь экипаж и пассажиры погибли после столкновения самолёта с горным массивом Лас-Ластимас в Кордильерах.
5. 26 сентября 1969 года. «Стронгест»
26 сентября 1969 года в Боливии произошёл военный переворот. Однако и это событие отошло на второй план, когда в тот же день в стране произошла крупнейшая в истории авиакатастрофа. Пассажирский лайнер столкнулся с горой в массиве Кордильер. Все 74 пассажира, в том числе находившиеся на борту 16 футболистов и тренерский штаб лучшей команды страны «Стронгест», погибли. Южноамериканская федерация футбола объявила траур и выделила клубу $ 20 тыс. Многие футболисты, ранее выступавшие за «Стронгест», вернулись в клуб на пониженную ставку. Спустя пять лет клуб вновь выиграл чемпионат Боливии.
6. 31 декабря 1970 года. «Эйр-Ликвид»
Несколько месяцев спустя не долетел до места назначения и самолёт, вёзший алжирскую команду «Эйр-Ликвид» в Испанию на товарищеский турнир. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
7. 11 августа 1979 года. «Пахтакор»
В конце 70-х произошла одна из самых ужасных спортивных трагедий в истории советского футбола. Ташкентский «Пахтакор», летевший на матч в Минске, попал в авиакатастрофу, ставшую одной из крупнейших в истории страны. Два самолёта столкнулись в небе над Днепродзержинском – никому из пассажиров обоих авиасудов выжить не удалось. Среди погибших 178 человек было 17 членов «Пахтакора». Из-за того что команда была популярна в стране, умолчать о трагедии не получилось. Все члены футбольной команды были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник. А сам «Пахтакор» по внесённому в регламент правилу в течение трёх лет сохранял место в элитном дивизионе СССР.
Первое российское футбольное издание и дебют Дика Адвоката в сборной России. Чем ещё запомнилось 11 августа в истории футбола?
8. 8 декабря 1987 года. «Альянса Лима»
В декабре 1987 года 43 человека - футболисты, руководители, тренеры и болельщики перуанской команды «Альянса Лима» - скончались в авиакатастрофе. Их самолёт, везущий пассажиров домой после матча национального первенства, упал в море в шести милях севернее столицы страны Лимы.
9. 7 июня 1989 года. Голландские футболисты
Футбольный мир мог потерять Франка Райкарда и Рууда Гуллита на пике их футбольной славы. К счастью, обе звезды не отправились на историческую родину в Суринам с целью участия в турнире с тремя местными клубами. Райкард, Гуллит, Арон Винтер и Брайан Рой отказались от полёта, мотивировав это желанием как следует подготовиться к новому сезону. Это решение спасло им жизнь. Пилоты самолёта, вылетевшего из Амстердама, при посадке в Парамарибо совершили ошибку и крылом зацепили дерево. В результате крушения в живых осталось 11 человек из 187. Все 15 находившихся на борту футболистов скончались.
10. 27 апреля 1993 года. Сборная Замбии
Замбийские ВВС организовали специальный рейс, чтобы доставить сборную своей страны в Дакар, где та должна была провести матч квалификационного этапа ЧМ-1994 с командой Сенегала. Во время первой дозаправки были обнаружены проблемы с одним из двигателей. Однако пилотом было принято решение продолжить полёт. В результате через несколько минут после взлёта двигатель загорелся, и самолёт упал в воду в 500 метрах от побережья. Все пассажиры погибли. Из сборной Замбии в живых остались только самостоятельно добиравшийся из Нидерландов Калуша Бвалья и травмированный вратарь Чарльз Мусонда .